архив рассылки ◊ тексты песен ◊ слово о... карта ◊ о сайте ◊ поиск ◊ ссылки ◊ книга гостей ◊ чат |
|
"Я - по касательной." ◊ Роман Шебалин | |
Удивительно: только что смотревшийся со сцены эдаким монстром-монстриком, за кулисами, в артистической, Эдмунд Шклярский вдруг стал очень напоминать Олега Даля. Скажем, из фильма "Вариант "Омега"... "Позвоните по такому-то телефону, спросите Эдика..." Поэтому в процессе интервью - всё более и более хотелось просто поговорить с ним "за жизнь", поделиться своими соображениями о его творчестве... - Ваши имя и фамилия несколько непривычны для нашего московского уха... - Они польские. И не такие уж особо редкие. По крайней мере - там. У меня ведь с детства было два языка. С братьями, дома, мы говорили по-польски. С мамой - по-русски, поскольку она русская. А вообще в семье все говорили по-польски. И до сих пор, когда с родственниками встречаемся... Поэтому - много информации, к счастью, до меня доходило через польские журналы, я читал по-польски и узнавал про хиппи... Тяга такая была - всё же красочным казалось... - А петь по-польски... - А я, кстати, пел. В институте. Когда все думали, что язык - не важно: есть музыка и что-то такое должно петься. Поскольку английским я не владел - пел по-польски. - А сейчас? - А для кого? Непонятно. - Для фанатов. - Ну, может быть, ради стёба... - Скажите, как так получилось, что много лет назад Эдмунд Шклярский взял в руки гитару? или сначала - пианино? - Я просто учился на пианино; а первый инструмент был такой подражательный... гитара. - И как всё началось? - Не оригинально. Физически: одна из первых групп, которые я слышал - это "Битлз". Других просто не было. Оттуда я получил заряд необходимых веществ, которых в другом месте не мог найти. - Однако, музыка "Пикника" чуточку отличается от... - Если анализировать то, что больше всего на меня воздействовало... Для меня в музыке есть три вершины: "Битлз", Джимми Хендрикс и "Лед Зеппелин". Как три пика: Джамалунгма, Пик Коммунизма и ещё что-то такое. Все неповторимы, замечательны. Да, мне нравятся и другие, допустим, Махавишну-Маклафлин... Все они незаменимы - убери кого-то - и заменить нечем. Но пиков - три. - А в живописи? - Мне попалось... как всем попадается - сюрреализм, Босх... - Не было желания сделать выставку своих картин? - Их должно быть больше количеством, как мне кажется... Как оформление, как фрагменты какие-то они просто перешли на альбомы... Не специально. Было желание выпустить книгу со стихами, с иллюстрациями, но - опять же - надо найти заинтересованных лиц; это другая история, которой надо заниматься. - А как возник логотип-символ "Пикника"? - Поскольку опять же (для примера) у "Лед Зеппелин" свой значок, и у "Махавишну"... Хотелось иногда, - не называя словами - чтобы был такой знак: это и есть "Пикник". - Но это - Ваше? - Да. Потом он трансформировался... в пляшущего человечка. А возник он с "Харакири". - Это как-то связано с потусторонней, "восточной" тематикой песен "Харакири" и следующих альбомов? - Нет, не связано. Восточное было и раньше, с "Иероглифа". А потусторонне... шут его знает. Мистицизм - он всегда у нас присутствует - как восприятие мира; где-то он ярче проявлялся, где-то нет. - Некоторые люди воспринимают ваши песни как мистические гимны, слушают вас при свечах, проводят обряды... - Я с такими людьми не сталкивался. Только однажды в Харькове подходил под впечатлением моих картин к нам один шаман, из Бурятии... - А сами Вы в мистику не ходили? - Я просто боюсь. Потому что любая связь - она подразумевает... То есть, я считаю, что надо всегда отвечать за свои поступки - и если ты ввязался, то обратного пути нет. - А как музыкант? - Да, интересно. Но - если идти по этому пути, то обратно уже нельзя; и я не считаю, что смогу сопротивляться тому, что окажется познанным. Поэтому я - по касательной. Есть какие-то ощущения, которые я и пытаюсь в песнях отразить. Есть какие-то предчувствия. Всё - на уровне предчувствий. - Ваша музыка очень кинематографична... - Да, мне говорили. Но это другой мир... Мы, кстати, некоторые альбомы писали на Ленфильме. Например, "Харакири". Там есть знакомый звукорежиссёр - мы там частенько появляемся - он нам помогает... Он тоже говорил, что музыка наша кинематографична. Мне тоже кажется иногда, что... В песне не главное - конкретика, а главное - создать мир. Важнее - не объяснения-пояснения, а ощущения, которые невозможно ничем описать, как запах... Когда, скажем, он способен мгновенно перенести человека в то время, когда он это ощущал. То есть, достаточно одного какого-то запаха. Иногда музыка также способна перенести. Поэтому важнее для нас создать свои ощущения - такая задача... Погрузить человека в какое-то особое пространство. - Но иногда хочется и пояснений. Вот: "Новозеландская песня", что это за язык? - Ну, многое бывает случайно... Было у нашего первого барабанщика два знакомых официанта, два брата. Им было скучно - и они придумали язык, который назвали "для дебила средне-умственного развития". И между собой объяснялись: пойдём, мол, попаясничаем. Вот они начинали говорить - друг друга понимали - некоторые их слова... сложно передать... очень упругие, сочные. Все эти: "ахын" - это, кстати, "хорошо" значит. Они перевели и "Ночь шуршит над головой" на свой язык... два таких колоритных человека. - И "сурги и лурги" тоже оттуда? - Да. - О "Вампирских песнях". Чуть ли не самый загадочный Ваш альбом... - Хотелось сделать какое-то ответвление... Нам в общежитии попался человек, который пел под гитару, нам понравилось, мы и решили его записать... Он сам с Комсомольска-на-Амуре и пел "Вертолёт", "Истерику" и "Раз-два". Но он, в принципе, этим не занимался - у него техническое образование (и у нас-то многих техническое...), но суть в том, что он так по техническому и пошёл. - А зрители на концертах просят "Вертолёт". - Да, иногда просят. Приходится объяснять, что, к сожалению, песня не наша и мы не сможем спеть... - А почему "Итальянца" поёте, а на альбомах его - нет... - У нас много песен, которые никуда не влезают. Например, "Диск-жокей". - Но он в "Стекло" влез... - Но эта песня вообще с первого, с "Дыма". И так никуда и не входила. Мы вставили её наконец в "Стекло". А "Итальянец" - это песня, которая впервые появилась у нас на пластинке виниловой "Место встречи - дискотека", там была "Машина Времени", ещё что-то... У меня, к сожалению, этой пластинки не сохранилось. Это ещё до "Иероглифа". - Вы действительно в 70-ые годы репетировали в неком составе "Аквариума"? - Да, был период репетиций. У меня есть двоюродный брат, вот он и говорит: есть два товарища... знакомые одной девушки, которые хотят ансамбль создать. Ну, все тогда хотели создать ансамбль. Это были: Гуницкий, ударник... Год 197.. я тогда учился в 9-ом... в 10-ом классе. Мы репетировали чего-то. А потом - мне просто петь хотелось, а там - я был бы вспомогательным, играющим чужие песни, а хотелось - свои. Поэтому наши дорожки разошлись. - А когда Вы пришли в "Пикник" - он был акустической командой - флейта, кларнет... - Не столько акустика, сколько - другое... А потом получилось так, что все ушли. Остался бас-гитарист Евгений Волощук и Добычин Алексей. Ну а поскольку мы с Волощуком пересекались - и он пригласил меня; но мне одному было скучно идти и я пришёл с Савельевым. Вот так мы стали "Пикником". Первый альбом "Дым" писали напополам - чтобы не обидно было - четыре песни Добычин пел, четыре - я. Другое дело, что "Хоровод" и "Караван" - мои песни... Но потом он стал заниматься техническими своими делами, продолжать профессию... - Он из музыки так и ушёл? - Надо было выбирать... Каждый выбирал. - А в то время, в 80-ые... Вы были участником рок-тусовок, человеком "Сайгона"? - В "Сайгоне" я бывал несколько раз. Когда репетировали с "Аквариумом"... Я не любитель подобного. Не люблю светскую жизнь, отказываюсь, когда приглашают в ночной клуб посидеть. Вот у меня знакомый, с которым я учился - с ним есть о чём поговорить. А с музыкантами - говорить об аккордах? Не хочется. Так же я не выношу, когда кто-то играет в компании на гитаре; и сам никогда не играю. Не потому, что это как-то связано с моим делом, просто не люблю. Единственная группа, с которой мы дружили, это - "Россияне", мы отмечали даже какие-то праздники. Жора - такой светлый человек, аристократ... И с ним было приятно общаться. А потом наши дороги с Рок-клубом разошлись, поскольку мы хотели идти на профессиональную сцену - а это порицалось. Мол, надо сидеть в подполье, давать по два концерта в год, а потом - вспоминать об этом... А нам хотелось заниматься только музыкой. Наши дороги разошлись где-то в 1983-ем году, после первого фестиваля. Мы стали там какими-то лауреатами, как ни странно. Ну, вот - нас пригласили сыграть на двадцатилетие Рок-клуба... - Значит, социальный рок не для Вас? - Да... Пикассо для меня сразу потерял что-то, когда он спутался с компартией... Политическая деятельность артиста - всегда большой минус. Если ты даже кому-то симпатизирушь - не афишируй. Тем более, что это никак не должно отражаться на том, чем ты занимаешься. Ты можешь быть кем угодно внутри... Потому что это всё - очень преходяще. Изменился строй - и вот эти перестроечные фильмы - они просто дикие, их невозможно смотреть... Потому что человек хотел: вот сейчас я дорвусь и начну снимать эту конъюктуру... кооперативы, проститутки... В этой перестроечной эстетике, социальщине утонули даже хорошие режиссёры. - Иногда, при прослушивании Ваших альбомов, складывается впечатление, что если: поменять местами песни, куплеты в песнях - ничего не изменится... - Вот: есть фраза, она закольцована и обрастает какими-то ещё словами, а суть, - она заключается в трёх словах; и если они удачно компонуются и способны создавать вращение, то - это удача. Их можно менять местами - ничего не изменится. Остаётся лишь внутреннее вращение. Если это не удаётся, то... Можно замечательно подобрать слова - а ничего не получится. Поэтому всё можно поменять... и куплеты. - Многие Ваши инструменталы близки к эстетике Курёхина, скажем, пьеса "Предчувствие" в альбоме "Стекло"... - Курёхин? Нет... а рояльное "Предчувствие" из "Стекла", - честно могу признаться: под впечатлением кого она написана. Это Элис Купер, альбом "Миллион долларов...", и вот когда там - как гимнастика утренняя - есть песенка такая - мне очень она нравится, хотелось создать тоже что-то такое. - А что Вы слушаете сейчас? Купера?.. - Только то, что тогда было написано. Нынешнее - нет. Чтобы я сейчас торчал от чего-то... К сожалению, мне кажется: время революционных преобразований в музыке прошло, как это ни обидно. Я имею в виду значение роли музыки - в головах людей - как преобразующей силы общества. Раньше музыка действительно довлела. А мода и всё остальное под неё подстраивалось. А сейчас всё нивелировалось и уже кумиры подстраиваются... Тогда каждый хотел друг от друга отличаться. То есть: "я буду делать своё". А сейчас: "я буду делать как этот и зарабатывать столько денег". Другой посыл. И поэтому всё иначе уже. Ну, допустим, если брать детей: вот были "Продиджи", мальчики увлекались, но прошло увлечение - и ничего не осталось. Хотя, казалось, что это - колоритное явление... Кумиры низвергаются очень быстро и оказываются не кумирами... - Может, возникни они лет 15 назад - остались бы дольше во времени. - Да, наверняка... А вот если сейчас сюда перенести "Битлз" - они не произведут никакого впечатления. Ну, мелодично... А тогда это было!... Так же как: живопись импрессионистов или "чёрный квадрат" - тогда это была революция: как это - "черный..."? Кто нарисовал такое? И - действительно будоражило... И музыка в своё время была самым важным для молодёжи; не просто ведь хотелось подражать... она давала надежды среди серых будней. - Тоже ведь происходило в начале века с поэзией, когда возник символизм... - Да, но главное, что это невозможно перессказать, эти ощущения. Только кто жил в это время и это чувствовал... Вот, скажем, ещё все застали "воздух перестройки" - короткий момент каких-то надежд, а сейчас этого нет. Говоришь: это когда-то было, мы жили в это время и можем понять о чём идет речь... А другие верят на слово. Вот: поэты были рупорами нашей эпохи... Мы только верим на слово, но понять по-настоящему не можем. И любая эйфория - заканчивается. - А какие книги повлияли?.. - Лао Цзы. Метод кружения вокруг явления, не называя его... Вот оно, кажется уже - всё понятно, но - не называется... поэтому можно каждому додумать по-своему. Потом попалась книга Ницше "Заратустра". Тогда был написан "Харакири", возможно, Ницше и повлиял... Очень сильные в "Заратустре" образы, мне даже было удивительно, как человек, один человек, мог всё это пережить. Если бы несколько, поколение - тогда понятно. Но когда один человек может выплеснуть себя сам... это очень сложно. - А что теперь, вслед за "Стеклом"? - Записываем "Египтянина". Мне кажется он ничего, нормальный... - Будет ли сделан большой буклет, с иллюстрациями, текстами? Выходили же такими "Вампирские песни", "Немного огня"... - Скоре всего, это пиратские издания. Может, и не в Москве сделанные; потому что - когда по городам мы где-то бываем - приносят на концерты что-то чуть ли не китайское! Очень махровое такое... - Ваше отношение к подобному пиратству? - Двоякое. Информация о нас пошла благодаря распространению, скажем так, несанкционированного. Мы просто записали альбом "Дым" у Тропилло за два дня. И потом какими-то чудесами, благодаря этим "студиям звукозаписи" он разошёлся практически по всей стране. И это было нашей платформой, на которую мы морально опирались при выборе... К нам приезжал какой-то человек: "вот, мол, ваши записи... а если бы вы к нам приехали..." Мы опирались на ту информацию, которую распространили пираты. Поэтому - это явление, которое присуще нашей действительности. И портить себе нервы из-за этого, - я не думаю, что нам надо.
...Разговор проходил летом 2000 года. Через несколько месяцев действительно вышел "Египтянин". Что приятно, в двух вариантах: дешёвом и дорогом, в картонной коробке. А совсем недавно началось переиздание старого. И с репродукциями картин, и с текстами, и с фотографиями. Так что пиратам теперь, вроде бы, делать с "Пикником" нечего. Новая коллекция старого "Пикника" продаётся на "Бнюшкином дворе" по 70 рублей за CD.
Спасибо.
Роман Шебалин
лето 2000 г. |