архив рассылки ◊ тексты песен ◊ слово о... карта ◊ о сайте ◊ поиск ◊ ссылки ◊ книга гостей ◊ чат |
|
Фрагмент из журнала "Рекламно-информационное обозрение" (№37, 1989г.). Полную версию журнала можно скачать здесь (152 Кб).
Фестиваль лауреатов конкурса магнитофонных альбомов журнала
"Аврора".РОК-АВРОРА-89 Программа выступлений (с исправлениями и дополнениями)
16.09.89
17.09.89
18.09.89
19.09.89
20.09.89
21.09.89
22.09.89
23.09.89
24.09.89 В скобках указаны города, из которых прибыли участники Фестиваля. Во всех остальных случаях речь идет о ленинградских группах.
Андрей Бурлака ... Я сижу в крохотном кафе на Среднеохтинском - раньше здесь наливали шампанское и жизнь была веселей, теперь только щекастые и бородатые гномы на стенах суетятся вокруг нарисованной бочки с неустановленным напитком, да густой горячий кофе (для постоянных посетителей можно и постараться!) в обгрызенных и побитых чашечках на двух втиснутых на шести метрах столах - сижу и делаю вид, что даю интервью (Боже, неужели я в роли интервьюера так же зануден?). Тема разговора - рок-фестиваль лауреатов конкурса магнитофонных альбомов журнала "Аврора", суть вопроса - мои впечатления от фестиваля. Впечатление от фестиваля... Поначалу, когда девятидневное безумие на Елагином еще не выветрилось из головы, этот вопрос, задаваемый случайными знакомыми, как правило, без всякого умысла, заставлял меня нервно ежиться и лихорадочно перебирать в уме разрозненные и бессвязные клочья воспоминаний: вот Андрей Владимирович Тропилло, грузновато-грациозный, словно медведь- гризли, бежит наискосок через Масляный Луг, полы его плаща развеваются, а к груди он прижимает бутылку портвейна; вот, блистающий своими многочисленными регалиями и соломенной шевелюрой, печальный Гаркуша - он похож сейчас на путешественника во времени, который заплутал в будущем и никак не может найти дорогу домой; вот улыбчивые "Водопады", пестрым табором вывалившие на площадку перед сценой и терпеливо ожидающие своей очереди к микрофону; вот - словно изба на куриных ножках эпохи конструктивизма - повисший в воздухе вагон звукооператоров, консервно отражающий помятыми боками свет несуразных гирлянд, отчего-то наводящих на раздумья о Новогодней елке; вот не по-кинчевски мягкое осеннее солнце - оно осторожно касается щек и губ неуверенными движениями грудного ребенка; вот прихваченная холодом темно-зеленая трава и - аляповато-декоративным пятном на ней - неестественно алый, как раскрашенное папье-маше, арбуз... Мои впечатления... Если бы меня спросили об этом вечером 24 сентября, я бы ответил, не задумываясь: "Тропинки". И действительно, совершая ежедневный марш бросок от остановки автобуса до Зеленого театра, а ночью двигаясь в обратном направлении, я ни разу не прошел вторично одним и тем же путем: дорожки петляли, пересекались, заходили в тупик, спускались к каналам и Невкам, так что в итоге мне всякий раз приходилось, презрев правила приличия, ломиться напрямик, имея ориентиром источник света и звука. О, эти тропинки Елагина Острова! Как-то раз мы заблудились вместе со Славой Задерием и трижды выходили на один и тот же перекресток, пока нас не подобрала и не вывела какая-то сердобольная компания. Стоп, стоп. Я, кажется чересчур отвлекся. Попробую сосредоточиться. Итак, повторяю: рок-фестиваль лауреатов конкурса магнитофонных альбомов, проводимого журналом "Аврора". Имени Рок- дилетанта, ордена Тропиллы и под управлением их же. Естественно, как и все крупные акции нынешнего рок-сезона, посвященный двадцатилетию Вудстока. А как же без посвящения?! Справедливости ради следует все-таки отметить, что Аврор-сток имел с Вудстоком куда больше сходства, чем, скажем, монументальное, но заорганизованное и помпезное наминское супер-шоу с участием звезд металлопроката (не думаю, чтобы BON JOVI или CINDERELLA имели хоть что-то общее с идеями Вудстока'69): открытый (в прямом и переносном смысле) характер, непринужденная атмосфера, свободный (иногда чересчур) регламент, некоммерческая основа. Даже неожиданный и героический порыв сотрудников ЦПКиО, людей, далеких, в общем-то, от рок-н-ролла, но с утра до вечера работавших на фестиваль, словно в этом был заключен весь смысл их жизни, напоминал об аналогичном подвижничестве немолодого фермера Макса Яшгура, который в августе 1969 г. на три дня предоставил свои владения безалаберным "детям цветов". Кстати, в тропилло-житинской интерпретации "три дня любви, мира и музыки" вылились в "три по три", а уж по количеству выступлений - девяносто семь! - "Рок- Аврора" разом переплюнула все рединги, монтерреи и альтамонты. Как говорят наши спортивные комментаторы: "Есть рекорд!" Вот только одно смущает: концерты Вудстока услышало приблизительно триста тысяч человек, на Елагином же ежедневно собиралось (тоже приблизительно) от двух до пяти тысяч. Правда, учитывая нынешнюю концертную апатию, усугубленную отдаленным расположением площадки от основных транспортных коммуникаций, и это почти рекорд. Да, народу было маловато. И это несмотря на полную доступность фестиваля (войти было можно по 20-копеечному билетику в парк), отличный по ленинградским понятиям звук (спасибо батьке-Атаману!), почти невероятную для наших широт погоду без заморозков идождей, а также соблазны в виде антроповских кассет с АЛИСОЙ и лауреатами конкурса. К тому же ленинградские рок-болельщики были основательно разбавлены многочисленными фанами, групи и рок-туристами как системной, так и внесистемной принадлежности, съехавшимися в Ленинград со всей страны в предвкушении Большой Тусовки. Где-то за пару дней до начала фестиваля я с удивлением отметил, что на улицах города заметно повысился процент длинноволосых пешеходов - словно время действительно повернуло вспять, приближая славный 69-й! "Двадцать лет - маленький срок". Слушая выступления некоторых участников елагинского рок-марафона, можно было решить, что не только восьмидесятые, но и семидесятые годы двадцатого века еще впереди - настолько анахронично звучали их программы. Ей Богу, время от времени поглядывать на календарь - далеко не последнее дело! К счастью, тех, кто преодолел темпорально-психологический барьер между шестидесятыми и восьмидесятыми, было все-таки больше. Подробно остановиться на выступлении каждого из участников (а их, напомню, было чуть меньше ста), к сожалению, невозможно, поэтому попытаюсь каким-то образом сгруппировать впечатления, оставшиеся от прослушивания концертов, просмотра фрагментов видеозаписи (большое мерси спонсорам фестиваля - кооперативу "Северная Пальмира"), разговоров с участниками и зрителями, а также из переписки с друзьями и дополнительной литературы.
С чего же начать? Пожалуй, не следует нарушать славные традиции РИО и придумывать новую модель велосипеда. Начну со статистики. Фестиваль проходил с 16 по 24 сентября 1989 г. на открытой площадке ЦПКиО им.С.М.Кирова. Организаторами его выступили Ленинградское отделение фирмы "Мелодия" (А.Тропилло), журнал "Аврора" (А.Житинский), Дирекция парка (Н.Сухляев, Н.Логинова), кооперативное объединение "Северная Пальмира" (В.Ведяничев). В роли спонсора выступило Харьковское Отделение Союза обществ Красного Креста и Красного Полумесяца. Состоялось 13 концертов, в течение которых выступило 92 группы и 2 автора-исполнителя (АБОРИГЕНЫ, ДОКТОР МОРО и СЕДЬМАЯ СТУПЕНЬ играли дважды - отсюда цифра 97) из 22 городов СССР, а также из Дании, Исландии и Швеции. Основная масса выступавших принадлежала к ЛРК и независимой рок-сцене Ленинграда (56), 6 групп приехало из Харькова, 4 - из Свердловска, 3 - из Казани, по 2 - из Москвы, Ростова-на-Дону, Уфы и Исландии, по одной - из Архангельска, Верхотурья, Волгограда, Воронежа, Дании, Калининграда, Калуги, Киева, Куйбышева, Магадана, Минска, Новосибирска, Новгорода, Таллинна, Тольятти, Швеции и Черноморска. <...> (Бедный я, бедный - зачем растянул так статью, написал бы коротко: "Нечего сказать, фестиваль "Авроры" удался. И точка.) В заключение - по паре слов о "старых" и "молодых". Рок-н-ролл, в отличие от Советской Армии и Политбюро, не знаком с явлением "дедовщины": в расчет принимается, все-таки, сегодняшнее состояние музыканта, а не его послужной список, поэтому я рад отметить, что все Герои рок-н-ролла, появившиеся на Аврор-стоке (МИФЫ, НЗ, ПИКНИК и Юрий Морозов), оказались достойны своего высокого звания и, по большому счету, срывали аплодисменты именно тем, что предлагали послушать пестрой фестивальной айдитории. Что же до "молодой шпаны", то о ней мои впечатления крайне скудны. Полтора года назад, анализируя итоги первого тура 6 Ленрокфестиваля, я утверждал, что мы имеем все основания для оптимистических прогнозов. Не знаю, то ли жила истощилась, то ли нюх пропал, но большинство "уличных" молодых команд, пробившихся на фестивальную сцену, производили удручающее впечатление. Если не считать уже мелькавших на рок-клубовской сцене БЕГЛЕЦА и КУКЛЫ. Как-то запомнились разве что КАМИКАДЗЕ (энергичные эпигоны ECHO AND THE BUNNYMEN), джаз-роковая АУДИТОРИЯ Б, продолжившая музыкальные традиции Военно-механического института (Впрочем, АУДИТОРИЮ занимают люди солидные - группа выросла из обломков старинного выборгского бэнда МОНРЕПО) и непонятный, но интригующе сумасшедший КЛУБ КАВАЛЕРА ГЛЮКА. Из иногородней "шпаны" позабавил КРАХ (КРАСНЫЙ ХАЧ) - мы писали о нем в отчете о прошлогоднем свердловском фестивале (см.РИО N26-87) - урловым имиджем и левацкими текстами ("Убей сытого", "Меня достали чурбаны", "Смейся, легавый"), хотя группа постоянно скатывалась к фарсу и пародии - не то на самих себя (ой, какие мы сердитые, даже самим страшно!), не то на Рикошета. Н-да. Перечитал свои заметки и понял, что пора ставить точку. Сам говорил, что написать обо всем невозможно, а вот, поди ж ты, пытаюсь - дурацкая привычка. О многих участниках Аврор-стока мы уже рассказывали (и не раз) на наших страницах, о других еще успеем рассказать: БГ даст, не последний номер делаем. Разве нет?
Постановление о запрете советских рок-групп, среди которых оказался и "Пикник", попало в самиздат (УрЛайт, № 4, 1985г.). Полную версию можно прочитать здесь.
Учитывая тот факт, что последнее время значительно обострился интерес зарубежных туристов к творчеству некоторых самодеятельных ВИА и рок-групп, а также факт радиотрансляции их произведений в зарубежных странах, считаем необходимым запретить проигрывание в г.Москве магнитофонных записей самодельных ВИА и рок-групп, в творчестве которых допускается искажение отображения советской действительности, пропагандируются чуждые нашему обществу идеалы и интересы:
Фрагмент статьи "Русский рок-84" (УрЛайт, № 3, 1985г.). Полную версию можно прочитать здесь.
Несколько особняком в ленинградском роке-84 стоит второй альбом "Пикника" - "Час волка", слишком мрачный для современных правых и слишком отвлеченный для левых. Команда Шклярского радует тем, что идет своим путем и практически ни на кого не похожа /разве что на незаслуженно забытую "Three Dog's Night"/. Совершеннее стала звукозапись, но по-прежнему режут слух неважные тексты, хотя, к примеру, в "Кино" этот недостаток проходит совершенно незамеченным. Видимо, дело в том, что тот сорт новой волны, который играет "Кино", практически предполагает подобного рода тексты, а растянуто-заунывный, и впрямь шибающий каким-то волчьим духом полупрогрессив/саунд "Пикника" выглядит в нашу эпоху аскетичных ритмов несколько претенциозным, что заставляет ждать от его текстов чего-то такого, что сию претензию оправдало бы с лихвой. Пока что этого, увы, не происходит.
М.Садчиков.
"Когда мода проходит... Размышления о делах, планах Ленинградского городского рок-клуба, который на днях открыл второй сезон". 1983 г. До концерта. Внешне все было как и год назад. Толпа у входной двери Дома самодеятельного творчества на улице Рубинштейна. Полный зал - горячий, эмоциональный, готовый, взорваться аплодисментами. И музыканты, Чувствующие себя на этой, "своей" публике, расковано. Но, приглядевшись внимательней, я начинал понимать, что год прошел не зря. Толпа на входе была удивительно спокойна. Дело в том, что концерт на открытии сезона был внутриклубным, то есть попасть на него чужим было почти невозможно. И заслуга совета клуба, что он приучил меломанов к порядку. Концерт кстати, начался минута в минуту. 15 групп выступили в прошлом году на сцене Дома самодеятельного творчества. Естественно, пятерка лидеров клуба: "Мифы", "Зеркало", "Пикник", группы под руководством Г. Ордановского и Б. Гребенщикова плюс десять составов, среди которых была и "зеленая" молодежь, и ветераны. С одной стороны, пятнадцать групп - не так много, ведь всего их входит в клуб пятьдесят. А с другой - даже самые завзятые рок-поклонникн не припомнят в последние годы сезона, когда бы сразу пятнадцать групп могли себя показать в одном цикле концертов. Прибавим сюда выездные выступления представителей клуба в Ленинграде и по стране и получим картину явного оживления самодеятельной музыки. Вряд ли надо объяснять, что такое для самодеятельного музыканта возможность выступать, играть на приличной аппаратуре (традиция: в концертах клуба молодые группы выступают с именитыми и играют на их аппаратуре). И вот заметны приятные метаморфозы. Обрела второе дыхание одна из самых опытных - группа "Мифы". За год они и во Дворце молодежи выступали, и в "Юбилейном", и по Ленинградскому радио прозвучали, а песня "Не будь таким ленивым" С. Данилова и Г. Барихновского оказалась в параде популярности нашей газеты. Прибавила в мастерстве и группа "Пикник", довольно молодая по составу. Впрочем, " Пикник " выступал на открытии этого сезона, так что и нам пора поспешить в зал. Концерт. Его начала группа под управлением И. Голубева, которая считается экспериментальной рок-студией. Музыканты играют в разных стилях и именно этим интересны. Однако данный концерт был явно не лучшим для группы. Программа оказалась очень уж эклектичной, и эксперименты были ради экспериментов, а даже достойные внимания фрагменты тонули в грохоте "неотстроенной" аппаратуры. И если год-два назад публика прощала подобное звучание, то сейчас зрители стройными рядами потянулись к выходу задолго до окончания выступления-первой группы. Их можно было понять: профессиональные рок-группы уже приучили нас к нормальному, а то и просто высококачественному "саунду", а тут, выражаясь языком самих же музыкантов, была "каша". Вообще появление на профессиональной эстраде рок-групп нанесло чувствительный "удар" по положению самодеятельных составов. Если еще недавно они резко отличались от ВИА, то Теперь "стул" новизны выбит. А Так как у профессиональных коллективов возможности куда больше - и аппаратура, и выбор музыкантов, и постоянные концерты, то преимущество, конечно же, на их стороне. Два-три года назад такое выступление группы "Пикник", какое было на открытии сезона, получило бы восторженные отклики. Сейчас же &ndash слова одобрения, не больше Вроде все делали ребята неплохо, на уровне, но, увы, чувствовалась какая-то вторичность по отношению к уже известным профессиональным составам. Завершила концерт группа под управлением Г. Ордановского - пожалуй, самый яркий концертный состав клуба. Группа и здесь была на высоте, чего не скажешь об аппаратуре, которая невольно портила картину. После концерта. Мы сидим и Долго беседуем с новым советом клуба о том, что же дальше. Мне нравятся ребята, которых избрали в совет. Его председатель старший инженер, человек, имеющий опыт комсомольской работы, Николай Михайлов и другие члены совета не похожи на предыдущих лидеров рок-клуба, людей увлеченных, но заносчивых, зараженных этаким снобизмом. Новый состав деловит, реально смотрит на веши - хорошо бы теперь такими видеть и дела. Да, "стул" новизны выбит, но, возможно, это и к лучшему. Будет у музыкантов поменьше разговоров о собственной неповторимости. Начнется обычная, будничная, самая трудная работа. Ясно, что перед клубом стоит задача - постараться довести лучшие группы, тех же "Мифов", до перехода на профессиональную эстраду. Но, пожалуй, главным теперь становится подготовка кадров, поиск талантов, воспитание вкуса у молодых музыкантов. Для этого уже созданы студия ритма, техническая секция, библиографическая, поэтическая студия - все они рассчитаны прежде всего на людей знающих, то есть на новое поколение, которое должно сменить через несколько лет нынешних лидеров рок-музыки. М. САДЧИКОВ
Майк Науменко упоминает "Пикник" в своей статье (журнал клуба "РОКУЭЛЛ КЕНТ" "Зеркало", №4, 1982г.). Полную версию можно прочитать здесь.
Играем мы нарочито грязный рок-н-ролл, не заботясь чрезмерно о чистоте звучания, о ладе и тому подобное. Главное - это общий кайф, интенсивность звука, энергия, вибрация. Многие считают, что все должно быть чистенько, прилизано и красивенько /петербургские группы "Зеркало", "Пикник", например/. Я придерживаюсь другого мнения. По-моему, главное - это чтобы публике не было скучно. В конечном итоге, все мы играем для /и на нее/.
|