архив рассылки ◊ тексты песен ◊ слово о... карта ◊ о сайте ◊ поиск ◊ ссылки ◊ книга гостей ◊ чат |
|
Эдмунд Шклярский: "Пикник" слушают совершенно разные люди ◊ Ирина Киселева | |
Ирина Киселева: Привет всем нашим! В эти минуты в Театре Эстрады проходит концерт группы "Пикник". Сегодня днем Эдмунд Шклярский буквально на полчаса заехал на НАШЕ радио-Екатеринбург. И для всех тех, кто не смог попасть сегодня на концерт - это интервью с лидером коллектива Эдмундом Шклярским. Здравствуйте! Эдмунд Шклярский: Добрый день. Ирина Киселева: Как добрались до Екатеринбурга? Вы ведь к нам из Вятки? Эдмунд Шклярский: Да. Но мы ехали невеселой дорогой, потому что поезд отменили. Мы ехали ночью. До шести часов утра мы ехали на автобусе. А потом с шести часов на какой-то хитрой электричке до Екатеринбурга. Ирина Киселева: Замерзли, наверно? Эдмунд Шклярский: Не замерзли. Но просто не спали. Ирина Киселева: Уж не знаю насколько эти вещи взаимосвязаны, но у нас вот буквально вчера установились самые холодные дни этой зимы. Минус 30, говорят, было этой ночью. Эдмунд Шклярский: То есть мы почувствуем зиму хоть. Ирина Киселева: В Екатеринбурге вы последний раз были примерно год назад? Эдмунд Шклярский: Да. Ирина Киселева: Вот за это время изменения в городе почувствовали какие-нибудь? Эдмунд Шклярский: Изменения? Я помню, что в то время я ходил чуть ли не в рубашке, хотя это было начало апреля. Потому что потом были в конце апреля в Киеве, и вроде бы там должно быть тепло, но там было намного холоднее. Но сейчас вот действительно двадцать градусов. Ирина Киселева: Эдмунд, а с чем у вас ассоциируется Екатеринбург? Эдмунд Шклярский: С чем ассоциируется? Но мы уже повторили - холода. Но первая наша поездка была, там холода еще посерьезней были. И мы мелкими перебежками бегали от магазина к магазину, потому что первый раз мы там были. Первое дело, первая экскурсия - в универмаг посмотреть, что там интересного. То есть вот холодами он, как ни странно, запомнился. Ирина Киселева: А люди? Музыканты? Ведь насколько я знаю, со многими екатеринбургскими музыкантами вы поддерживаете тесные дружеские отношения? Вадим Самойлов, например, с которым последний альбом записан. Вячеслав Бутусов, Настя Полева принимавшие участие в прошлогоднем трибьюте группы "Пикник". Опять же "Чайф", Юта - молодая певица с Урала. Эдмунд Шклярский: Значит так, сложилась музыкальная история, что Екатеринбург - родина, кузница кадров музыкальных. Это у вас надо поинтересоваться, какие такие чудесные флюиды в воздухе растворены? Ирина Киселева: Считаете, география всё определяет? Эдмунд Шклярский: Я думаю, кроме географического ничего больше не остается. Наверно география в данной ситуации самое главное. Ирина Киселева: А вы считаете себя суеверным человеком? Эдмунд Шклярский: В принципе, когда коты переходят улицу, я их обхожу. Ирина Киселева: А вот то, что високосный год сейчас? Эдмунд Шклярский: Это с детства - как високосный год наступает, говорят, что это что-то такое нехорошее. Зря говорить не будут. (Смеется). Ирина Киселева: А на себе лично это когда-нибудь испытывали? Эдмунд Шклярский: Не хотелось бы, по крайней мере, испытывать. Тьфу-тьфу-тьфу. Ирина Киселева: Следующий мой вопрос может вам показаться немного странным, но, тем не менее, мне хочется узнать именно ваше мнение. Буквально за последние полторы-две недели в России произошли три трагедии, которые облетели фактически все мировые новости. Это в Москве взрыв в метро и аквапарк, и в Питере зверское убийство таджикской девочки скинхедами. Замечали ли вы в Питере всплески национализма, фашизма. Как вы оцениваете, на ваш взгляд? Эдмунд Шклярский: Питер, мне кажется, не такой мегаполис, чтобы на нем изучать. Скорее Москва более сосредоточение всего. Потому что в Питере нет такого строительства, там, в принципе, мало приезжих. Не намного больше, чем у вас. Ирина Киселева: Я имею в виду проявления национализма. Все чаще в последнее время приходится слышать - то там, то здесь скины… Эдмунд Шклярский: Я помню еще лет десять назад, когда делали концерт металлической группы и стиляг и они дрались друг с другом. Это проявление агрессии не обязательно связано с национальными… То есть вот одни пришли в одной униформе, другие пришли в другой униформе. Англичане - культурные люди, и если проходят марши оранжистов, то перекрывается весь город. Агрессия не зависит, как показала практика, ни от образования, ни от культуры. Что говорить о фашизме, который вот-вот был в том веке? Культурный уровень не влияет вот на эти вещи. Народ попадает под какой-то гипноз или что-то такое, и если не приближается к животным, то… Животные все равно на такое не способны. Ирина Киселева: К вещам более приятным. Давайте о сегодняшнем концерте поговорим? Ваши концерты обычно славятся тем, что не только музыка звучит со сцены, но вы еще и некое шоу устраиваете: с мимами на ходулях, огромным гонгом для песни "Иероглиф", девушками - виолончелями, глотателями огня и прочее. Что будет на концерте в Екатеринбурге? Эдмунд Шклярский: Сегодня нам к сожалению не дадут запалить огонь в большом размере. Саше Яровому позволят пройтись с огнем не голове, но пускать огонь будет запрещено. Сейчас мы часто с этим сталкиваемся, потому что по стране видно горели какие-то залы. Было несколько случаев таких. Пожарники бегают с топорами за Сашей, когда он готовится. Но будут наши, если можно так сказать, фирменные инструменты - это новоегипетский инструмент в песне "Египтянин" и живая виолончель, на ней исполняется соло. Ирина Киселева: Откуда у вас эта любовь к Египту? Эдмунд Шклярский: Скорее всего с детства, когда я впервые попал в египетский зал в Эрмитаже. Тогда у меня было единственное чувство поскорее убежать оттуда, потому что было страшно, такое тягостное впечатление. А потом это вылилось в очарование визуальным рядом. То есть нравятся скульптуры, иероглифы и картины. Ирина Киселева: В Египте вы были? Эдмунд Шклярский: Нет, и как-то не тянет. (Смеется). Потому что живут там не египтяне, а совершенно другие люди. Ирина Киселева: Такое очарование, любовь на расстоянии? Эдмунд Шклярский: Я помню, был документальный фильм об одном египтологе. Он приехал полностью разочарованный, потому что он ожидал встретить свою мечту, а оказалось, она там давно не живет. Ирина Киселева: Ну, по крайней мере, исторические памятники остались? Эдмунд Шклярский: Исторические остались. Но город не может жить. Это тоже самое, что пустой город, безлюдный. Культура, ее носителями являются сами жители. Ирина Киселева: Памятники остались, но страна не та. Эдмунд Шклярский: Также как Петербург. Его так назвали, но там же нет ни одного петербуржца. Ирина Киселева: Расскажите, пожалуйста, о вашем совместном альбоме с Вадимом Самойловым "Тень вампира". Как идея возникла? Эдмунд Шклярский: Вышел он, как мне звонили из Ленинграда, вчера или позавчера. Сейчас уже сложно найти точку отсчета. Может быть, скажем на трибьюте. Вадим записывал песню "Я Невидим". Потом мы вместе играли ее во МХАТе и как-то вот исподволь мы оказались соучастниками того проекта, который вчера вышел. То есть не было никаких графиков, планов, просто случилось так, что это произошло. Ирина Киселева: Кто за что отвечал? Эдмунд Шклярский: Все отвечали за конечный продукт. Программирование, скажем, это не наш метод. Мы никогда не складываем презентацию к выходу альбома. То есть все идет как идет. И желательно чтобы это происходило в достаточно сжатые сроки, без особых мучений с обеих сторон, потому что это превращается тогда неизвестно во что. Ирина Киселева: Тексты песен ваши? Эдмунд Шклярский: Тексты песен мои. Только что два из них писала моя дочка. Ирина Киселева: А аранжировки, видимо, Вадима? Эдмунд Шклярский: Аранжировки, они получались и так, и сяк. Ирина Киселева: На сегодняшнем концерте какие-то песни с этого альбома прозвучат? Или без Самойлова это в принципе невозможно? Эдмунд Шклярский: Совместный концерт мы давали во МХАТе. 2 марта у нас будет в Питере совместный с ним концерт. Здесь поскольку мы одни, какие-то песни мы исполним. Ирина Киселева: В Екатеринбурге презентация именно этого альбома планируется? Эдмунд Шклярский: Это как сложится. Мы же не можем во что бы то ни стало что-то загадывать. Наверное хотелось бы приехать в ваш город, тем более родной город Самойлова, с этой программой. Но пока мы из Москвы перебираемся мелкими перебежками. Мы даже не ставим друг перед другом таких вопросов ребром. Вот если складывается ситуация, то в городе будут висеть афиши. (Смеется). Ирина Киселева: На официальном сайте группы "Пикник" висит информация о том, что готовится выход брошюры "Пикник. 30 песен. (часть II )" Эдмунд Шклярский: Да. Ирина Киселева: И еще, что готовится к переизданию каталог ваших альбомов, который выпускался уже, если я ничего не путаю, 3 года назад. Так ли это? Эдмунд Шклярский: Нет, попозже немного. Сначала в 1986 году было переиздание альбомов на тот момент существующих. Потом, да, где-то три с половиной года назад. И сейчас тоже переиздание будет. Ирина Киселева: То есть механизм уже запущен. О сроках рано пока говорить? Эдмунд Шклярский: А сроки, зачем о них говорить? (Смеется). Ирина Киселева: Но, понимаете, иногда хочется знать что-то конкретно. Эдмунд Шклярский: А конкретно - это не к нам вопросы. У нас не бывает конкретики до того момента, пока это не публикуется официально. Официальная информация идет за месяц. Ирина Киселева: Я тогда предлагаю сейчас поставить песню группы "Пикник". Например… Есть у вас пожелания какие-нибудь? Эдмунд Шклярский: "Фиолетово-черный" можно поставить. Ирина Киселева: Хорошо. А впереди у нас вопросы с сайта и с пейджера. Мы анонсировали это интервью за несколько дней, и слушатели присылали свои вопросы. Мы вернемся через пару минут. Оставайтесь на 100. 4 fm.
Звучит песня ""Фиолетово-черный". Ирина Киселева: Вопросы приходят с сайта и на пейджер к нам. Вопрос от Ларисы: "Строчка "Я пущенная стрела" напоминает цитату из Ницше: "Человек - это стрела, пущенная через бездну отчаяния". Это просто совпадение, или вы сознательно цитировали Ницше? Если да, то ответьте, пожалуйста, как вы относитесь к философии Ницше и какое его высказывание вам так же близко?" Явно филолог или философ задала вопрос. Эдмунд Шклярский: Что можно сказать? Книга девушкой была прочитана и правильно угадано направление этой песни. Мне кто-то подарил книгу, я ее прочитал и как послесловие к прочитанному появилась песня. Сейчас я помню скорее ощущения, а много конкретного не помню. Тогда на меня это произвело очень сильное впечатление. Мне было удивительно как один человек может это все вместить и написать такое. Ирина Киселева: В последнее время что-то еще на вас произвело такое же сильное впечатление? Эдмунд Шклярский: За последнее время нет. Я думаю, таких книг в принципе мало. Ирина Киселева: Не обязательно в литературе. Может быть кино, театр? Эдмунд Шклярский: Вообще очень мало таких концентрированных проявлений в любом виде искусства, чтобы каждый год тебя что-то поражало. Бывают вещи, которые выбивают почву из под ног, тогда понимаешь, что - вот это да. А которые удивляют? И китайский цирк меня удивляет. Видно сколько вложено туда и трудолюбия, и, уж не знаю, фанатизма какого-то, что достигаются такие результаты. Я имею в виду цирк не пафосный, а где с помощью своего мастерства, используя простые достаточно предметы, стулья какие-то там, они складывали сумасшедшие какие-то фигуры. Ирина Киселева: Еще один вопрос, и тоже литературный я бы сказала. "Фэнтезийный писатель Лукьяненко озвучил песнями "Пикника" "Мир темных и светлых магов". Как вы к этому относитесь? И читали ли вы Лукьяненко?" Эдмунд Шклярский: Он приходил к нам когда-то на концерт. Полностью не читал. Мне давали читать какие-то выдержки. Ирина Киселева: А жанр фэнтези вас привлекает? Интересует? Эдмунд Шклярский: Я просто мало с ним знаком. Может он и хороший. Просто я не соприкасался еще. Ирина Киселева: Не обязательно Лукьяненко. Ник Перумов, Толкиен? Эдмунд Шклярский: Не читал ничего. Я только видел их сборище. Я сначала не понимал, что это за народ стоит в метро. Около метро они у нас стоят в определенный день в определенный час. Я сначала думал, что на концерт люди идут. С мечами некоторые. Я потом спросил у человека, который там жил, что они там делают. Внешне я видел их - любителей Толкиена. Ирина Киселева: Толкиена не читали. Странно. Для меня это удивительно. И фильмов тоже не видели? Эдмунд Шклярский: И не собираюсь. Любая вещь, которая усиленно рекламируется, она уже настораживает, что в ней есть некое лукавство, которым тебя хотят купить. Это тоже самое как экстрасенс, который рекламирует себя. Настоящее глубинное знание не должно рекламироваться, это этически невозможно. Человек тогда по дороге что-то потерял бы, если он станет рекламировать какие-то свои тайные знания или способности и еще брать за это деньги. Ирина Киселева: Вот толкиенисты сами себя считали такой избранной группой. Мне кажется, что поклонники группы "Пикник" - это тоже люди, которые раз приобщившись, послушав ваши песни, этим заболевают. Эдмунд Шклярский: Нет, дело в том что, во-первых, мы играем музыку. То есть единожды услышав любимую мелодию, мы заболели ей. Не только, наверное, мы одни, а все, кто этим занимается. Толкиен тут совершенно не при чем. Каждого интересует что-то совершенно определенное. Допустим, как толчок это была, какая-то музыка, которую мы в детстве услышали. С этого и пошло все. Не понимая ни слов, ни что было вложено в стихи, а слышно только голоса и музыку. И у каждого, наверное, есть что-то такое без чего он не сможет обойтись в плане духовных приоритетов. Для кого-то может это Толкиен. И слава Богу. Ирина Киселева: Я имела в виду избранность и клановость поклонников того или другого. Эдмунд Шклярский: Не могу разделить этот оптимизм, потому что это вымышленный мир, в который человек сам себя погружает. То есть мы не сторонники вымышленных миров. Так скажем, меня интересует мир человека, а не тролля. В человеке намешано достаточно, чтобы погрузиться очень глубоко. Я вообще боюсь всяких вот таких упёртостей - скажем, мы там избранные или не избранные. Ирина Киселева: Не для всех, еще можно сказать. Эдмунд Шклярский: Как раз для всех. Мы пишем для людей, у которых может и не быть образования, которые не читали никогда ни одной книги. И такие приходят. Для людей совершенно разного интеллектуального развития. Мы как раз ориентируемся не на объем прочитанных книг, а на настроение, которое у многих людей существует. Ирина Киселева: Но, тем не менее, "Пикник" не та группа, которая звучит из каждого ларька. Эдмунд Шклярский: Ее слушают совершенно разные люди дома или на концерте. Человек за сколько-то километров приехал из деревни на концерт. И я его не спрашиваю, почему вот ты слушаешь? Ирина Киселева: Бывали ли случаи, когда после концерта к вам подходили обычные люди, не музыканты, и потом становились вашими друзьями? Эдмунд Шклярский: Это было пару раз, наверное, в жизни. Ирина Киселева: Вы поддерживаете с ними отношения? Эдмунд Шклярский: Да, до сих пор поддерживаем. Встречаемся и находимся в дружеских отношениях. Ирина Киселева: Заканчивается время нашего разговора. Может быть какое-нибудь пожелание жителям Екатеринбурга? Это просто одна из традиций, когда к нам приходят гости. Эдмунд Шклярский: Чего же пожелать? Ирина Киселева: Пара напутствий от Эдмунда Шклярского. Эдмунд Шклярский: Нет, ну если бы сидел какой-то конкретный человек, я мог бы ему что-то пожелать. Он мог бы мне подсказать, что он хочет, и я бы ему это пожелал. А так все равно какой-то собирательный образ. Я могу единственное, обращаясь к той аудитории, которая слушает "Наше радио", чтобы у каждого сбылись его сокровенные желания. Тем более что не за горами весна. Ирина Киселева: Спасибо, что вы были сегодня у нас. И песня - "Серебра". Эдмунд Шклярский: Ура.
Ирина Киселева
Наше радио (Екатеринбург) 17.02.2004 |