Альбом прослушан. Впечатлений слишком много, чтобы привести их к одному знаменателю. Я вообще не мастер писать, поэтому, сделайте одолжение, не судите это слишком строго. Я не претендую на истинность толкований. Хотя ЗДЕСЬ и СЕЙЧАС мне кажется именно так. Это просто поток мыслей.
"Серебра!"
На мой взгляд... Сугубо субъективное мнение - нетипичнейшая песня. Я долго пыталась найти хоть какие-то аналогии, но не вышло. Все-таки, это "новый" Пикник, если такой эпитет можно применить к группе с вот уже двадцатилетней историей. И все-таки. Нетипично, причудливо, достаточно эмоционально. Сразу оговорюсь. Это не самая полюбившая и запомнившаяся мне вещь на альбоме. Но яркая. Этого, думаю, отрицать не станет никто. Впечатляет тяжелое звучание, не слишком характерное для Пикника. Даже для Пикника последних лет. На мой взгляд, наиболее близкий по духу к этой песне альбом - "Танец волка". Если брать конкретные вещи - "Железный орех", "Я иду по дну". Но и там не было такого музыкального обрамления. Заведомо опускаю возможные толкования. Сказано по этому поводу было более, чем достаточно, а дальше каждому предоставляется собственное поле для размышлений. Меня, например, не покидает устойчивое впечатление, что Квазимодо Шклярского не имеет ничего общего с героем Гюго. Квазимодо тут присутствует скорее в качестве образа. Даже не имени нарицательного - образа.
"Говорит и показывает"
Знакомая и давно любимая форумцами вещь. Читая первые отчеты по альбому вчера, я почему-то была убеждена, что изменения аранжировки испортят впечатление от вещи. Так часто бываешь, когда привыкаешь к чему-то одному. Я до сих пор не могу до конца принять нового
"египтянского" Бала, хотя многие мне говорят, что он бесподобно и гениально сделан. Верю, но старый мне дороже и ближе. Уверенно говорю: с ГиП не так. Живая музыка, живые проигрыши. Интересное и легковесное, как легкое касание клавесина, клавишное сопровождение вторым планом. Очень заинтриговало и позабавило подобие "цыганочки" в конце песни. В общем, получилось интересно. Предыдущая версия более насыщенной, альбомная же вольноизложенная. Меньше упора на рефрен ("Говорит и показывает"). Песня раскрепостилась. Из сингла она превращается в заглавную песню альбома. На самом деле, вряд ли что-то
подошло бы на эту роль больше. ГиП - вещь в себе. Вернее, альбом в альбоме. Песню можно посчитать вступлением к тому, что будет после. Говорит и показывает. Начало повести.
"Полететь бы за леса - горы"
(Прим.: на кассете ошибка, не по тексту "побежать"). на самом деле, это авторское название, а не ошибка (прим.Н.А.)
Одна из самых полюбившихся мне вещей. Собственно, покорила она еще во время первого прослушивании. Если помните, на "Эхе Москве". ИМХО, очень душевная, трогательная вещь. Из нее можно было бы сделать эпическую, если бы не напевное, очень мягкое и удачно подобранное звучание. Во время первого прослушивания обратили на себя некие славянские напевы. Потом проглянула и средневековая тематика, более типичная для альбома, но составляющая именно здесь очень удачный синтез. Почему-то возникло желание послушать традиционно польские песни. Глупая идея, возможно. Но очень интересно, взаимствует ЭМШ оттуда нечто или нет. Может корни синтеза в этом? Интересно. Будет время и возможность - проверю.
Песня несбывшихся чаяний. Улететь бы... Улететь в те края, которых "нет и не будет". Наверное, такое желание появлялось хоть раз в жизни у каждого. Добавить нечего.
"Клянись же, ешь землю"
Вторая любимая песня. Где-то я уже писала про нее. Выразительно-небрежная. Ритмичная. Четкая. Все та же средневековая этника. Не знаю, применим ли здесь этот термин. Если нет, поправьте. Начала писать, и поняла, что именно об этой вещи - такой долгожданной
практически нечего сказать. И все же. Вновь перекличка с ранними альбомами. Немного - с темами из "Чужого". Но несравнимо сильнее. У этой песни необычный настрой. Это суровые окрики и дробная музыка в начале. Накатывающийся звук. Обрывающийся шепот "что..." Чувство потерянности и одиночества. Но - твердого одиночества. Родственный альбом - Чужой. Приходит в голову "Здесь под желтым солнцем ламп". Но, боюсь, только из-за упоминания солнца в обеих песнях. Эта совсем иная.
"До Содома далеко"
Самая утонченная вещь на альбоме. И самая средневековая. От нее веет воспониманиями о средневековом городе таком, как видели его советские кинематографисты. Сама песня своей неторопливостью похожа на развертку кинопленки. Она более остальных, кажется, гармонирует
с рисунком с оформления кассеты. Если снова пытаться провести параллель с ранними альбомами - это, конечно, "Жень-Шень". Но не тот, к которому мы привыкли. Это продолжение. Реинкарнация и одновременно перелистывание раннего в рамках одного произведения. Раньше герой Пикника скользил по земле, теперь потерянно блуждает чужим среди мрачных городских площадей, по прежнему не чувствуя реальности. ("Будто тело не мое"). Вообще, альбом проникнут каким-то отчаянным желанием вырваться за пределы реальности. То это серебро в
крови, которую не почувствовать тем, чьи веки опущены. То порыв умчаться за горы-леса. Теперь страдания героя песни по поводу сердца, заточенного в клетку улиц. И особенно выразительно это на фоне незатейливого "бытового" и повторяющегося мотивчика. В песне есть
лирический элемент. Неуловимый образ Дамы с фосфорецирующим взглядом и шуршащим в клофелиновой тиши платьем. Это как в Нигредо - конфликт двоих, вышедших Извне, но не ставших Одним.
У песни интересное рефреновое окончание.
(По окончанию песни ветер распахивает оконо. В комнату врывается ветер. Символично).
"Пентакль"
Темп мелодии замедляется с каждой песней. Содом был просто неторопливым. В Пентакле музыка густеет, будто застывающий воск. Густеет голос. Густеет воздух. Пение - Замечаете? - уже не отрывистое, эмоциональное, как в первых песнях ("Серебра!" в особенности). Неизбежнее повторяется рефрен. Больше инструментала. Смысловая и мелодийная нагрузка создают как бы иллюзию некоторого обретения смысла, покоя... "А хорошо тебе..." Но звучит это скорее как призыв, вопрос, не в качестве утверждения. "Только снова все вернется". Это дает понять, что пока еще не финал композии и повествования. Несмотря на несоотвествие порядка песен в записи и указанного на кассете Пентакль нигде не стоит последним номером. Хотя - все же логически ближе к концу. Пентакль - некое подведение итогов, без постановки конечных точек над i. Не финал, продолжение истории по спирали. Обнадеживающий символ.
"Я почти итальянец"
Это не тот "Итальянец", к которому мы привыкли. Если слушать песню отдельно - впечатления могут случиться самые нелицеприяные. Но в контекст альбома он вписывается идеально. Не совсем подходит по смыслу, хотя и разбавляет собой все услышанное ранее. Опять же ИМХО,
самая светлая вещь на альбоме, не считая "Знаков". Не беру в расчет "За леса". Там свобода - порыв. В итальянце она материализуется. Кстати, после "Пентакля" он все же звучит более органично, нежели чем если бы стоял после "Содома", как значится в списке. Красивое, опять-таки, самое подходящее звучание. Очень интересно, какую теперь версию Итальянца будет исполнять Пикник на концертах и останется ли он песней на бис.
"Знаки в окне"
Абсолютно волшебная вещь. Легкая. Честно говоря, подобной легкости я ждала от "Итальянца". Но он оказался промежуточной деталью повествования. Песня умиротворенная. В ней нет никакого конфликта. Долгожданное "отпусти" звучит уверенно и спокойно. Пожалуй, если бы
не было еще двух композиций, ее можно было бы поставить последним номером. Аналог - "Вдалеке от городов". Только с возможным продолжением. На этой песне можно отдохнуть. Только не теряя нити и не переставая вникать. Это - желание и возможность покинуть землю, к которому нас готовили на протяжении всего альбома. Это уже не "отречение от рук и ног", не "скольжение по земле". Это полет. О нем не идет речи, но он подразумевается. Музыка соответсвует содержанию. Она была бы почти медитативной, если бы не мягкий гитарный перебор на протяжении всего звучания и нечто напоминающее виолончель в конце песни (там, где поется про белых птиц). Кстати, птицы - тоже не новый образ. помните, ранний Шклярский "РИСОВАЛ птиц на белых листах". Впрочем, о живописи речь пойдет дальше.
Оказывается, для раскрепощения надо немного. Кругов пройдено ровно столько, что осталось только увидеть огонь к окне. Звенья не удерживают. Лети.
Я провожу аналогии с ранними произведениями совсем не потому, что якобы хочу доказать, что этот Пикник неоригинален. Нет, напротив. Он подытоживает все созданное до сих пор. Только это другое. Несмотря на аналогии.
"Иероним"
Не хочу спорить ни с кем, но на меня эта песня не произвела должного впечатления. Она хорошо подходит опять же логически. Но та музыка, такая спойная и флегматичная, которую Шклярский подобрал для этой вещи никак не вяжется у меня с творчеством Босха. У меня вообще было своеобразное первое знакомство с художником. Тоже по одному произвелению. Правда, из художественной литературе. Вот уже два года мечтаю найти хоть одного человека, читавшего "Самый счастливый день" Константина Сергиенко. Там тематика Босха пронизывает все повествование. Чудное призведение. Думаю, по душе оно пришлось бы Ананде. Вся книга очень "с сюром". Когда я прочитала ее впервые, она мне запала в душу по соображениям, далеким от Пикника и Босха. Теперь бы с удовольствием перечитала, наверное. Впрочем, о чем это я? ;-)
К слову, а какие ассоциации у вас вызывает "черный папуас"?
...А еще помимо Босха отчего-то приходит на ум Питер Брейгель. Не бейте, он, мне кажется,
был бы тут более к месту.
"Настрадался Нострадамус от людей"
Вот она - последняя коспозиция. Когда слышишь, понимаешь, отчего все же ею не стали дивные "Знаки". Нет, автор хотел сказать именно это. Музыка - абсолютно новая. Напоминает биение маятника... или сердца. Мотив - закольцованный. Тут на ум приходят не песенные аналоги, а "вращающееся слово". Может, это было слово Нострадамуса? Подытоживает главная тематика. Как бы приоткрывается маска главного лирического героя повествования. Пророк, потерявший связь с окружающим миром. Исчезающий по мановению знаков из огня в "мире, где будущего нет". В Вечности?
Музыка...
Вращающийся мотив, постепенно, по одной ноте отрывающийся и отдаляющийся.
...Это самая короткая композиция на альбоме.