архив рассылки ◊ тексты песен ◊ слово о... карта ◊ о сайте ◊ поиск ◊ ссылки ◊ книга гостей ◊ чат |
|
"Пикник" и эротические образы ◊ Анна aka Благодать | |
Женщина воспринимается как абстрактный источник. И подразумевается только в таком контексте. Это не какая-то конкретная женщина, просто фантазия. (Эдмунд Шклярский)
Одной из ярчайших черт песен "ПИКНИКА" является их эротизм. Конечно, данная особенность не занимает главное место, однако она существует наравне с философскими мотивами и теснейшим образом связана с мистицизмом - одной из характерных особенностей текстов Эдмунда Шклярского. Данная статья - это попытка систематизировать и объяснить эротические моменты "пикниковской" поэзии. Во-первых, стоит заметить, что в текстах Шклярского нельзя проследить эротической линии, которая тянулась бы от одного альбома к другому. Единый эротический образ собирается как бы по капельке, выжатой из отдельных песен. Этот аспект делает эротизм более утонченным, придает ему схожесть с дорогим вином, которое обычно пьют в небольших количествах маленькими глотками. Другая, уже упомянутая особенность заключается в неотделимости эротики от мистики. По этой причине мистические сущности (дьявол, вампир и т. д.) несут в себе заряд эротизма. Примеры - это, конечно же, "Фиолетово-черный" ("Видно дьявол тебя целовал"), "Лишь влюбленному вампиру". Брем Стокер "Граф Дракула". Очень впечатляет сцена, где вампира застают в комнате у девушки. Полунамеки автора дают понять, что имел место сексуальный контакт. Основным эротическим моментом в текстах Шклярского является прикосновение: "Я на ощупь пришел, зная только одно: твоя кожа, как шелк" "И лица беспокойный овал гладил бархатной черной рукою" "А кто-то чертит на твоей руке эйфории электрический след" "Проведи мне холодной рукой по лицу" и т. д. Эротизм в текстах Шклярского очень утонченный, балансирующий на полунамеках, завуалированных ("Ты из огня") и явных ("Дай себя сорвать") образах. Теперь попытка разобраться в отдельных песнях. Ты Из Огня По образным выражениям очень напоминает более позднюю песню "Пить Электричество" (смотреть). Только, если в "ПЭ" герой спокойно "поглощает электричество", то здесь он находится в явном замешательстве и смятении. Герой впервые столкнулся с огнем/электричеством, и еще не знает, как себя нужно вести. Твое Сердце Должно Быть Моим Песня, которая обладает самой сильной сексуальной образностью. Кроме того, в ней прослеживается еще одна очень важная черта эротической поэзии Шклярского: ситуация охотника и жертвы ("Если можешь - беги, рассекая круги,/ Только чувствуй себя обреченной"). Охотник у Шклярского часто наделен маниакальными чертами. Самый главный вопрос, который возникает при прослушивании данной песни, почему герою требуется именно сердце девушки? Герою не нужна ее душа, следовательно, он отказывается от личины дьявола. Отвергая тело, герой дает понять, что плотская любовь не для него. По сути, это снятие личины вампира, который пьет кровь (телесная субстанция). Герой не признает мыслей девушки, потому что "это жалка нить, что связала и душу, и тело", которые уже были отвергнуты. Почему же герой делает акцент на сердце? Когда один человек "дарит" свое сердце другому, он влюблен. Получается, что герой хочет ответной любви, он отказывается и от личины охотника. Ему хочется быть обычным человеком! Глаза Очерчены Углем Также одна из сильнейших эротических песен "ПИКНИКА". Как правило, Шклярский не дает внешних описаний своим героям. Эта песня - одно из исключений. Но возникает вопрос: кого же описывает Шклярский? Если герой - мистическая сущность, то "ртуть возле рта" - это его атрибут. Но, если провести параллель с другой песней этого же альбома "Лицо", то можно сказать, что "глаза очерчены углем" - это обычные накрашенные женские глаза. А, может, оба героя выглядят одинаково? И такой вид соответствует их душевному настроению? Есть вариант, что эта фраза служит паролем для влюбленных, при произнесении которого будет "открыта дверь". Очень интересен образ змеи ("И на руках твоих уснет змея железных обручей"). Антон Павлович Чехов сравнивал со змеиной чешуей оборки и кружева женского белья. Пить Электричество Эту песню можно рассматривать под разными углами. Во-первых, проявлением того же вампиризма. Только в данном случае кровь заменена электричеством, некой субстанцией, которая также придает тому, кто поглощает (вампир), энергию и жизненную силу. Во-вторых, очень интересно провести параллель со следующей цитатой. Борис Леонидович Пастернак "Доктор Живаго": "Когда ты тенью в ученическом платье выступила из тьмы номерного углубления, я, мальчик, ничего о тебе не знавший, всей мукой отозвавшейся тебе силы понял: эта щупленькая, худенькая девочка заряжена, как электричеством, до предела, всей мыслимою женственностью на свете. Если подойти к ней близко или дотронуться до нее пальцем, иска озарит комнату и либо убьет на месте, либо на всю жизнь наэлектризует магнетически влекущейся, жалующейся тягой и печалью [...] Все мое существо удивлялось и спрашивало: если так больно любить и ПОГЛОЩАТЬ ЭЛЕКТРИЧЕСТВО, как, вероятно, еще больнее быть женщиной, БЫТЬ ЭЛЕКТРИЧЕСТВОМ, внушать любовь". И еще один момент, связанный с "Пить Электричество". Интервью с Алексом Федечко - Мацкевичем (журнал "Fuzz" 2 2001 год).http://afm.spb.ru/read.php?code=13 Справка: Александр Федечко - Мацкевич. Питерский фотограф. В основном фотографирует рок-звезд. Самые известные фотографии "ПИКНИКА" были выполнены именно этим человеком. - Сессия с "ПИКНИКОМ"... Время - наверное, 1998 год, дето. Я уже не помню. Когда вышел сам "Пить Электричество". Эдик записал дома этот электронный альбом - интересный, своеобразный, который с первого раза не воспринимается, а потом слушаешь - достаточно мило. Позвонил, говорит: "Надо. Можешь помочь? Есть у меня мысль - девушку сделать". По идее, на обложке должны были присутствовать девушка и сам Шклярский. Но, так как потом обработали, из всех картинок пошла именно девушка. - Какая девушка? Он предупреждал? - Нет, он просто попросил в обнаженном виде девушку, на которую будут надеты специальные причиндалы, которые смастерил сам Шклярский. В принципе, аналог этой девушки можно видеть у "ПИКНИКА" на концертах. Там есть танцовщица, но она одевает все это поверх трико. А здесь я не знаю, посему такой был выбран ход. В принципе, обнаженное женское тело достаточно привлекает внимание. Я позвонил своей знакомой: так и так - можешь помочь? Ну, раз надо, значит, надо. Для искусства. Уложились меньше, чем в пленку: сразу знали, чего хочется, поэтому никаких проблем не было. Милая, уютная съемка. А вот с садиком кадр получился уже вовнутрь, на разворот. - Это была у тебя первая такая съемка? - Для рок-звезды - да, первая. - Обнаженка? - Нет, конечно. Достаточно много до этого снимал, и знал, как снимать, что к чему. Когда снимаешь обнаженную женщину, ты воспринимаешь ее как фотомодель... То есть как женщину тоже, но преобладает работа. Интереснее как раз сделать картинку, чем... С женщиной-то и так можно пообщаться, а вот картинку сделать интереснее. - Что-нибудь особенное на съемке было? Кроме этих причиндалов? - Необычное? Достаточно холодные они были, потому что все-таки металлические, и девушка замерзла в них. Чисто визуально это интересно и красиво смотрится, а на практике не очень удобно. А! Что означают причиндалы? девушка-инструмент - то ли скрипка, то ли виолончель. Там даже смычок присутствует, мифический такой. И это в клипе "ПИКНИКА" "Пить Электричество" есть. Но там, опять же, девушка-танцовщица одета. И там есть то, что играют. А потом, сам Шклярский на концертах использует такой момент - он играет на той же девушке, которая одета. Он играет по настоящему, живьем, что публикой воспринимается "на ура". В последнем альбоме "Египтянин" намечена тенденция к изменению эротических образов ("Взгляд Туманный Пьет Нирвану"), их упрощению. Будет ли эротическая тематика в песнях "ПИКНИКА" развиваться в данном направлении, покажет время. А вот то, что Шклярский создал величайшие по своей эмоциональности и чувственности произведения, ясно уже сейчас. Анна aka Благодать
|