Интервью :: Новая Азбука :: группа Пикник и пикникомания

Реклама в Интернет | "Все Кулички"


на главную

главнаякнига даткнига толкованийопрос
архив рассылкитексты песенслово о...
картао сайтепоискссылкикнига гостейчат

Рассылка MailList.Ru

Интервью
«Пикник» на обочине... ◊ Игорь Стадник
...20-летие группы скромней всего отметят в Москве

20 лет назад, в августе 1982 г., группа «Пикник» всего за два дня записала свой первый альбом «Дым». И даже если бы ничего больше не было записано, все равно осталась бы легендарной. «Пикник» - одна из очень немногих отечественных групп, не похожих ни на какие западные команды. Ее 20-летие будет отмечено концертами в Москве, Петербурге, Минске, Киеве. Причем если в прочих столицах концерты пройдут на самых больших площадках, как, например, питерский концертный зал «Октябрьский», то Москва предоставит куда более скромный зал - «Меридиан» на «Калужской».

Накануне концертов лидер группы Эдмунд Шклярский дал интервью «ДХ». Возможно, впервые он рассказывает о деловых и бытовых сторонах жизни группы за эти 20 лет.

- Почему все-таки Москва отличилась не в лучшую сторону?

- Это какие-то внешние причины. Поначалу в Москве планировалась «Россия», но потом кто-то более важный забрал себе этот день. А в Петербурге на 22 сентября был железно запланирован «Октябрьский», и мы уже не могли менять московскую дату - 20 сентября. «Меридиан» тоже немаленький зал, с большими техническими возможностями, позволяющими сделать хорошее звуковое и световое представление.

- Почему 20-летие «Пикника» отмечается в 2002 г., ведь это название появилось еще в конце 70-х?

- Мы отсчитываем жизнь группы от записи первого альбома. Знаете, в Питере тогда было много групп, о которых говорили, на концерты которых специально старались попасть. Но их слава так и осталась в устных преданиях. Мы теперь не знаем, что это были за группы, можем только выслушивать чьи-то воспоминания. Чтобы родиться как группа, зафиксировать свое существование, необходима запись. Хотя мы не понимали, зачем это делаем. Просто записывались. Тогда это было крайне сложно. У нас было всего два дня, на этот срок оказалась свободна аппаратура, которой заведовал Андрей Тропилло в Доме юного техника. Мы могли либо записаться, либо до конца своих дней всем рассказывать, как мало у нас было времени.

«Иероглиф», первый виниловый альбом на «Мелодии», который тоже стал этапным, писали четыре дня.

- Значит, чтобы быстро записать такие, не самые простые по звуку, альбомы, нужна хорошая репетиционная база? Вы, наверное, раньше числились при каком-нибудь заводском клубе, а теперь арендуете где-то сцену?

- Такого у нас никогда не было. Может, если бы нашлась какая-то уютная площадка, где всегда стоит аппаратура, можно было бы приходить, репетировать. Но мы никогда ни при ком не состояли. Каждое выступление, особенно на раннем этапе, - это сплошное перетаскивание колонок, усилителей, подключение проводов. Так что мы еще с тех лет привыкли все отрабатывать, когда аппаратура уже подготовлена к концерту. И по сей день - концерт вечером, а мы днем на сцене играем.

«Пикник» гораздо более «живая» группа, чем некоторые считают. Запись почти каждой песни основана на концертных исполнениях. Вот, кстати, ответ на вопрос, часто волнующий наших поклонников: почему у нас меняются варианты записи некоторых песен. Живое исполнение может меняться, поэтому появляются и новые варианты студийных записей.

- А звуковую аппаратуру группа возит свою или это каждый раз оборудование местных залов?

- Усилители, колонки - это все местное. Световое оформление - тоже, так что шоу на юбилейном выступлении в Москве будет отличаться от такого же концерта в Петербурге. Мы с собой возим только инструменты.

- И женщину-виолончель тоже?

- Нет, она тоже в каждом городе местная. Это все-таки не та роль, которая требует специального участия в группе. А вот огнеглотатель Александр Яровой ездит с нами.

- После первого альбома популярность группы стабильно росла, начались гастроли, появились пластинки на «Мелодии». А потом вдруг - ничего, и только в середине 90-х группа снова стала выпускать альбомы, понемногу возобновлялись гастрольные поездки. В чем было дело?

- Году в 84-м пришло понимание, что можно уже бросать работу и заниматься только музыкой. И с тех пор я уже ничем другим профессионально не занимался.

А после 91-го года в течение буквально двух месяцев сдохла вся виниловая промышленность. Все изменилось: раньше «Мелодия» сама была рада выпускать диски, а теперь денег у нее не стало. Нам, да и всем, говорили: принесите деньги - напечатаем вашу пластинку. Жизнь тогда сильно изменилась, вспомните: в 92-м, 93-м были рекордно низкие конкурсы в вузы. На повестке были деньги - заработать побыстрее. Концерты тоже можно было по пальцам пересчитать.

- Как можно было прожить эти два-три года просто физически?

- Были кое-какие жировые отложения после нашего успеха в перестроечные годы. Кстати, ведь и второй кризис, 98-го, тоже выбил из колеи, нарушил планы. Я помню, как увидел, что у нас в районе все сметают в магазинах, кинулся закупать манку. И промежуток между альбомами оказался даже больше, чем после 91-го.

- Как эти кризисы отражались конкретно на вас, на группе?

- Мы сами никогда не торопили события. Лежат песни - ну и пусть. Как поляна в темном лесу, мы просто ждали, когда на нас упадут лучи солнца. В конце концов дождались: в 94-м году вышел очередной альбом.

Почему-то всегда находились люди, готовые помогать «Пикнику». И в советское время, когда мы могли записываться на казенной аппаратуре в свободное от ее основных обязанностей время, и потом. Вот и сейчас у нас много предложений от студий, от компаний, делающих свет, - за очень скромные деньги. Люди считают - мы лучше заработаем на чем-то другом.

- Но «Пикник» - один из символов русского рока. Нет ли в этом какой-то высшей несправедливости, что вам, одной из лучших групп, что-то дают за так, как слабому, как инвалиду?

- Бесплатно - это особая тема. Иногда бесплатно получается дороже - будешь обязан, а не всегда ведь можешь и хочешь обязываться. Если у меня есть выбор, я лучше заплачу.

Эдмунд Шклярский без тёмных очков - такого не увидишь на концерте (Фото: Виталий БЕЛОУСОВ)
- Но хотя бы в последние годы «Пикник» оброс деловыми людьми?

- Не оброс. У нас в группе слово «директор» всегда было ругательным. Как назовешь человека «директор группы», так у него потихоньку начинают командирские качества развиваться. И потом, приходишь домой, а тебе говорят: «Звонил директор». Что? Какой такой директор? Я уж сколько лет сам по себе! Потом догадываешься. По мне лучше опираться на людей, заинтересованных в нас не только по материальным причинам. А если обрастать пиджаками - думаю, все туда и уйдет. Станем как все.

- В 80-е годы появление таких групп, как «Машина Времени», «Кино», «Аквариум», «Зоопарк», «Воскресение», «Пикник», образовало целое художественное течение - русский рок. Вам не кажется, что рок, который звучит сейчас, - это нечто иное, что традиция прервана?

- Во-первых, это другое поколение. Естественно, у него свои ориентиры, устремления. А потом, если брать не только нашу музыку, но и западную, становится ясно, что в какой-то момент сменился основной ориентир. Когда рок-музыка только создавалась, когда сами еще не ведали, что творили, главным было - быть особенным, не похожим на других. А потом все перевернулось. Главным стало сделать так, как тот, кто уже имеет успех, чтобы получить аналогичный экономический результат. А это изменяет вообще все. И тут даже не скажешь, кто больше виноват. С одной стороны, продюсеры ведут этот отбор, но с другой - и музыканты старательно подлаживаются под его критерии. Так что услышать сейчас что-то новое желательно, но... затруднительно.

ДОСЬЕ «ДХ»
Группа «Пикник» организована в 1978 г. Эдмунд Шклярский пришел в нее в 1981 г. и вскоре стал лидером. Альбомы: «Дым» (1982), «Танец волка» (1984), «Иероглиф» (1986, на «Мелодии» - 1988), «Родом ниоткуда» (1988), «Харакири» (1991), «Немного огня» (1994), «Вампирские песни» (1995), «Женьшень» (1996), «Стекло» (1997), «Египтянин» (2001), «Чужой» (2002).

Современный состав: Эдмунд Шклярский - гитара, вокал, автор музыки и текстов, Сергей Воронин - клавишные, Леонид Кирнос - ударные, Святослав Образцов - бас-гитара, вокал, Александр Яровой - огнеглотатель и танцующий шаман. В юбилейных концертах к группе присоединится саксофонист классического состава группы «Наутилус Помпилиус» Алексей Могилевский

Игорь Стадник
Деловая Хроника
16.09.2002
2002-2005 © Новая Азбука


Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100